RU
burger-menu burger-menu

Новости

Фармрынок 2020: упаковки ушли в минус

11.01.2021

В этом году знаковым месяцем для отечественного фармрынка стал март, когда на волне ажиотажного спроса покупатели начали приобретать различные препараты, кто–то из–за угрозы новой коронавирусной инфекции, другие — боясь дефицита нужных им лекарственных средств.

Однако уже к лету активность рынка вернулась в прежнее русло. Повлияла на рынок и сложная ситуация в экономике, вызванная, в свою очередь, пандемией. Так, по данным Минэкономразвития, снижение ВВП с января по ноябрь составило 3,5%. Кроме того, нельзя не отметить рост цен на продукты и непродовольственные товары, усилившийся к концу года. Однако есть и положительные тенденции, например, уровень безработицы в ноябре начал сокращаться: 6,1% против 6,3% в октябре.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ВЫБИРАЕТ ПОДОРОЖЕ

Какие итоги работы фармрынка можно подвести к концу года? Первое, на что обращает внимание директор по сбыту компании DSM Group Александр Козин, — рынок вырос в рублях на 8,4%, в упаковках же динамика отрицательная — –3%.

Козин

Без учета марта прирост рынка в рублях составил бы 5,8%, а в упаковках динамика снизилась бы до минус 6,9%. Влияние «высокого» марта на потребление в упаковках полностью закончилось в сентябре.

Средний уровень инфляции на лекарственные средства составляет 6%, ее пик пришелся на период с конца октября по ноябрь. Цены сильнее всего растут на дешевые препараты до 50 руб.: к концу года они повысились в среднем на 24,6%, в категории от 50 до 150 руб. цены увеличились на 7%, а в группах препаратов от 150 до 500 руб. и выше 500 руб. — на 5,5% и 3,8% соответственно.

Средняя стоимость упаковки ЛС по сравнению с 2019 г. выросла на 13% и сейчас составляет 223 руб.

Сегодня рост потребления лекарственных средств дороже 500 руб. повысился, большую роль в этом сыграли переходы препаратов из одного ценового сегмента в другой и изменение содержания потребительской корзины. Доля дешевых препаратов снижается с мая, как и спрос на них — с 3,8% она уменьшилась до 2,9%.

Интересно, что в октябре — ноябре население приобрело больше различных лекарственных препаратов, нежели в прошлом году.

Еще один тренд — большая упаковка, особенно это касается дешевых препаратов и безрецептурного сегмента. Потребители считают ее приобретение более выгодным, нежели покупку стандартной упаковки препарата.

ОТС–сегмент растет быстрее, нежели RX: 12,3% против 7,1%. Во многом это вызвано возросшим интересом к самолечению на фоне пандемии.

Точкой роста в 2020 г. также стали препараты списка ЖНВЛП. Локализованные ЛС имеют большую динамику в рублях — в январе она составляла 10,1%, а в ноябре уже 14,5%. Ее пик пришелся на март — 50,8%.

В ноябре в упаковках максимальное падение было у импортных ЛП. В начале года динамика в этой группе составила 7,6%, сейчас же она стала отрицательной — –5,4%. В марте прирост в этом сегменте также повышался и доходил до 42,7%.

Высокие продажи сохраняются у иммуномодуляторов, противоопухолевых, противомикробных и гормональных препаратов для системного использования (кроме половых гормонов).

Сократился спрос на противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты, ЛС для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны, а также препараты для лечения заболеваний органов чувств.

По данным ежемесячного мониторинга фармацевтического рынка DSM Group, динамика роста продаж самых представленных брендов в ноябре увеличилась в разы. Например, у Ингавирина прирост составил 376,1%, у Ксарелто — 88,2%, у Арбидола — 506,5%, а у Азитромицина — 560,1%.

"Рейтинговые" препараты, пользующиеся популярностью, в упаковках показывают падение. За 11 месяцев прирост в упаковках сократился у Цитрамона, Ацетилсалициловой кислоты, Активированного угля, бактерицидного пластыря, Омепразола и Нафтизина. В ноябре в плюс из этого списка вышла Ацетилсалициловая кислота, значительный прирост появился у Азитромицина и Цефтриаксона. К числу аутсайдеров добавились Риностоп и Корвалол.

Что касается представленности брендов, то среди топовых препаратов она снизилась лишь у Арбидола — с 93 до 85%. Наибольшая представленность у Ксарелто, Ингавирина, Мирамистина, Нурофена, Детралекса, Пенталгина, Терафлю,Мексидола и Эликвиса. Аутсайдерами стали Феррумлек, Метформин-Вертекс, Глюкофаж, Йодомарин, Ранитидин.

В ОНЛАЙН ЗА РЕДКОСТЯМИ

E–commerce-сегмент охватил 44% аптечных учреждений. Кто–то получил лицензию, другие же стали пунктами выдачи заказов с маркетплейсов. В целом онлайн–продажи достигли 8% в ноябре этого года. В октябре в этой сфере наблюдался рост, который спровоцировали опасения потребителей, что будут опять введены серьезные ограничительные меры. Но когда ситуация прояснилась, ажиотаж закономерно начал спадать.

Доля RX–препаратов в онлайн–заказах значительно выше, чем в офлайне. Именно в Сети люди стараются делать заказ на более дорогие и редкие товары.

Предварительные итоги развития фармрынка в декабре: +9,7% в руб. и –4,6% в упаковках, а по итогам года данные следующие — +8% в руб. и –3% в упаковках.

По материалам онлайн–конференции "Аптечный рынок России за 11 месяцев 2020 года"

Источник: http://mosapteki.ru/material/farmrynok-2020-upakovki-ushli-v-minus-13855